История китайской мебели делится на четыре периода:
-
мебель существовала только на уровне пола: стульев еще не было, люди сидели и спали на полу, 8 век до нашей эры — 2 век нашей эры;
-
появилась мебель на уровне стула: низкие стулья, кресла, кровати, которые постепенно становились выше, 2–10 века нашей эры;
-
новый стиль — лёгкая, изящная мебель нестандартной высоты, 10–13 века нашей эры;
-
национальный стиль — мебель из массива с резьбой и росписью, с 14 века нашей эры.
Древняя китайская мебель на уровне пола — с 8 века до нашей эры по 2 век нашей эры
На раскопках царства Чу (8–5 век до нашей эры) были найдены предметы мебели из дерева. Учёные не смогли извлечь их из гробницы, но описали. Чайные столики и платформы для сидения были покрыты чёрным и красным лаком и украшены резьбой.
Из наследия династии Хань (3 век до нашей эры — 3 век нашей эры) сохранились барельефы, рисунки и предметы мебели.

Подголовник из нефрита правителя Хань, 1 век нашей эры

«Пирушка», рельеф, около 2 века нашей эры
Рисунки, рельефы и письменные описания царства Чу и династии Хань сообщают о том, что пол — основное жилое пространство, на котором сидели, спали, ели. Для сидения и сна использовали плетёные циновки. Короткие топчаны «та» и длинные «чуан» предназначались для почётных гостей и хозяина дома. Для еды и работы были низкие чайные столики.
В царских дворцах и богатых домах стояли деревянные кровати, столики, отдельные подлокотники и спинки, сундуки, вешалки и ширмы из бамбука. Мебель украшали резьбой, черепаховым панцирем, слоновой костью.
Окна в доме считали украшением, поэтому оконные рамы делали резными.
Лю Суннянь, «Архат», 12 век нашей эры — кровать, подставка для ног, топчан
Древняя китайская мебель на уровне стула — 2–10 века нашей эры
Первые стулья были заимствованы правителями Китая у кочевников, которые принадлежали другим культурам. Складные стулья «хучуан» кочевники использовали как подставку, чтобы взобраться на лошадь.
Вместе с кочевниками в Китае появился буддизм и буддийские предметы мебели — кресла, табуреты, платформы для медитации. Каркасы для мебели делали из бамбука, а сидения плели из соломы или гибких прутьев.
Янь Либэнь, «Сяо И пытается выманить «Свиток Павильона Орхидей», 7 век нашей эры
Аристократы и правители стали использовать в обиходе большие низкие столы и табуреты для приёма пищи. Царские придворные отдыхали и ждали указаний на деревянных скамьях.

Неизвестный автор, «Дворцовые радости», 7-10 век нашей эры — стол и табуреты
Гу Хунчжун, фрагмент картины «Ночная пирушка Хань Сицзая», 10 век нашей эры — стулья с высокой спинкой, столики
Фрагмент картины «Ночная пирушка Хань Сицзая» — кровать с высокой спинкой
Новый стиль в 10–13 веках нашей эры
Из-за нехватки древесины мебель делали не из массива, а из мелких деревянных деталей, ротанга и бамбука. Мебель выглядела лёгкой, изящной. Кровати, диваны, столы и стулья были выше, чем привычная нам мебель, поэтому использовали подставки для ног.

Лю Суннянь, «Собрание учёных мужей», 12 век нашей веры — стол, табурет
С 10 века мебель начала появляться и в домах крестьян.
Начало национального стиля — 14 век
В стране появилась крепкая древесина (чёрное, розовое дерево, тик), поэтому мебель стали делать из массива.
Мебель красили:
-
в красный — символ огня, цвет благополучия;
-
чёрный — символ серьёзности;
-
голубой — цвет неба;
-
коричневый — нейтральный цвет.
Украшали расписными или резными цветами и национальными символами, вставками из панциря, металла, раковины, полудрагоценные камни. Массив позволил придать мебели округлые формы.
В 17 веке европейцы переняли у китайцев технику лакирования мебели. Лак наносили большим количеством слоёв, а потом украшали резьбой по лаку.
Загнутые края столешниц и изгибы в декоре заимствованы в культуре буддистов. Считается, что изгибы отгоняют злых духов.
Современный комод в стиле 17 века для женских покоев
Сидения и ложа мягкой мебели были деревянными или плетёными. Для удобства на них клали подушки или покрывала.
Современный стул в национальном стиле с плетёным сиденьем
В доме было много полок и подставок для ваз и безделушек-символов.
Шкаф с традиционной резьбой и завитками, Пекин, 19 век
Зал в резиденции князя Гун, Пекин, 19 век
Современные китайцы покупают и производят европейскую мебель, производство которой дешевле. Национальная мебель считается признаком богатства.
Источники
История китайской мебели до династии Мин
Традиционная китайская мебель и интерьер
Символика цвета в китайской культуре